ЕГОР СМОЛИН: «Моя личная задача – воспитать человека, а уже в процессе я обучаю хоккею»

Именно первый тренер прививает ребенку любовь к спорту, развивает необходимые навыки, да и в целом участвует в формировании характера. Тренер воспитывает дух маленького человека, учит преодолевать трудности и не останавливаться перед неудачами.
Егор Анатольевич Смолин, воспитанник школы «Металлург» Магнитогорск, в нашем небольшом интервью поделился своими секретами работы детским тренером.


Нужно ли полностью отдаваться работе?
Обязательно! Только максимальная отдача. Дети многого могут не понимать, но они все чувствуют, их обмануть невозможно. Если не будешь уделять должного внимания своей работе, ребенок сразу же теряет интерес. А задача тренера влюбить его в этот спорт.

Часто говорят, детский тренер – второй родитель. Это правда?
Да, несколько часов в неделю мы заменяем и маму, и папу. Мы же отвечаем за детей. И, честно, я слежу за ними не только во время тренировки, а наблюдаю, как у них обстоят дела и вне хоккея (учеба, поведение, дисциплина). Некоторые говорят, что тренера слушаются больше чем родителей.

Егор Анатольевич, как вы находите подход к ребенку, ведь все дети разные?
Каждый со своим темпераментом, поэтому важно подобрать тот самый ключик. Нет одного «рецепта» для всех, важен индивидуальный подход. С кем-то работает только пряник, и ни в коем случае нельзя кричать. Такой ребенок через похвалу сильней начинает трудиться. Нам же важно раскрыть каждого.

Бывают конфликты среди подопечных. Следите ли вы за атмосферой внутри команды и как решить проблему, если она появилась?
Если мы говорим о хоккейных разногласиях, то это контактный вид спорта, он основан на конфликте. И в этом случае не всегда стоит вмешиваться. Они сами должны выяснить кто из них лучший, кто сильнее, быстрее. Если речь идет о травле или личных стычках, то за этим я очень внимательно слежу. Команда должна быть единым организмом и, если какое-то звено выпадет, ничего не получится. Иногда помогает только разговор. Если беседа не решила проблему, то пробую поставить этих хоккеистов в пару. У детей очень часто из конфликта выстраивается дружба, просто этой дружбе иногда нужно немного помочь. В любом случае отталкиваюсь от сложившейся ситуации.

Как вы выстраиваете отношения с детьми?
Через беседу. Неважно сколько у вас детей, важно знать каждого. Что у него происходит в семье? Как на нем сказывается нагрузка? Что ему нравится? Нужно знать ответы на все эти вопросы. Только индивидуальный подход.

А нужно ли выстраивать отношения с родителями?
Это самый сложный вопрос для тренера. Очень многое идет от родителя, как хорошего, так и не очень. Ребенок все слышит, впитывает как губка. Я стараюсь с родителями быть максимально открытым, выстраивать доверительные отношения, тогда и ребенок к тренеру иначе относится.

На какой стадии вы понимаете, что у этого ребенка есть будущее в большом хоккее?
Моя личная задача – воспитать человека. Для меня важнее, чтобы он уважал старших, правильно относился к девушкам, был дисциплинированным, образованным, а уже в процессе я обучаю хоккею. Если он закончит школу хорошим человеком с правильными ценностями, я уже буду счастлив. А если еще и получится из него толковый хоккеист, то вдвойне приятно.

Чем ваш тренерский подход отличается от других?
Я стараюсь чувствовать детей. Иногда прихожу на тренировку с одним планом задач, а потом вижу, что ребята не выспались или не в настроении, и подстраиваюсь под них. Также я применяю игровой метод. Даже если это просто упражнение на катание, я его выстраиваю в игровой форме. Моя задача заинтересовать детей.