Специалист по ментальной подготовке спортсменов Екатерина Буча: «Если вы видите, что у ребенка что-то не получается, наймите тренера, который может обучить этому. Зачем на него кричать?»

Екатерина Буча — известный специалист не только в хоккейных кругах. Уже более 15 лет она успешно работает с различными спортсменами, «тренирует» их мозг, помогает справляться с эмоциями и страхами. В новом сезоне Екатерина будет работать с нашими командами, параллельно обучая тренерский штаб школы. 

— Екатерина, расскажите подробнее о Вашей профессии. Как правильно Вас называть?

— Я себя позиционирую как специалист по тренировке мозга и ментальной подготовке спортсменов. Спортивным психологом себя не называю, потому что это путает людей. Да, я владею знаниями в спортивной психологии, но моя основная задача – это научить спортсменов самим пользоваться этими знаниями, т.е. я не тренер и не нянька, которая ходит по пятам и во всем помогает. Я хочу, чтобы мои воспитанники сами могли пользоваться нужными знаниями и сами себе помогали. Это моя работа.

— Как Вы попали в хоккей и как произошло знакомство с нашей школой?

— Наше сотрудничество началось с того, что этим летом весь тренерский состав СК «Минск» прошел обучение по моим авторским методикам, которые я разработала в течение последних 15 лет. Практически 10 лет я уже работаю в хоккее. В прошлом я тренер по стрельбе из лука. И первый в Беларуси психолог, официально работающий в хоккейном клубе. В 2009 году  Дмитрий Кравченко пригласил меня в команду «Неман». Я ничего не знала о хоккее, не понимала, что вообще происходит на площадке. Постепенно втянулась и даже могу сказать, что влюбилась. Из игровых видов спорта хоккей — самый любимый, но замечу, что самый сложный. Здесь должны быть и мышление, и быстрая реакция, и ловкость, и координация.  Нужно быстро принимать решения, быстро переключаться. Собственно, это я и тренирую. Коуч тренирует тело, а я – мозг. Мои методики позволяют научиться объезжать соперника очень быстро и создается ощущение, что человек стоит на месте, настолько молниеносно ты его объезжаешь. Я на стыке стрельбы из лука и хоккея разработала методику, которая позволяет точно забивать гол, т.е. идеально в метку. Не просто в сторону ворот бросать, а через изменение мышления спортсмена: куда бросать, как бросать, зачем бросать. Это полностью другой подход к спорту, так называемая осознанность действий.

 

— Что Вы успели рассказать и какими знаниями поделиться на 4-дневном семинаре с участием наших тренеров?

— Разобрали базу точности. Тренеры узнали какие бывают броски, изучили их геометрию и то, как обучать детей именно этим броскам. Я не лезу в технику, это дело тренеров и мне есть чему у них поучиться. Я больше про мышление. Поговорили, как обучать детей, чтобы ребенок понимал, как правильно делать бросок или как кататься, то есть как строится то или иное действие. Также обсудили как правильно совмещать по темпераментам детей, кто с кем лучше сочетается, почему одни быстро соображают и схватывают, другие – дольше. Увидела у ваших тренеров огромное желание обучаться и узнавать что-то новое. Это приятно.

— Вы уже начали работать с нашей командой 2007 года рождения.

— Да, я посетила их предсезонный сбор, провела диагностику, познакомилась с ребятами, чтобы видеть, от чего мне отталкиваться и что дальше делать. Сегодня я провела первое занятие с группой из 5 человек. Дальше будем с тренерами разрабатывать стратегию совместной работы. Обсудим, какие занятия нужно проводить и какие качества развивать, чтобы прийти к нужному нам результату. Основной акцент пока сделан именно на команду 2007 года рождения, потому что они самые старшие в вашей школе. А на базе их остальные тренеры будут обучаться и дальше работать со своими командами, младшими группами. Сейчас самое важное – это дать максимум 2007 году.  В любом случае, я всегда с радостью проконсультирую тренеров всех возрастов. Кому интересно – ко мне можно попасть и на индивидуальные занятия. Кто знает, что ему нужно дорабатывать и кто готов это делать – добро пожаловать.

— Начиная с какого возраста полезны подобные занятия?

— У меня есть опыт работы и с 2-летними детьми. Но я предпочитаю работать с теми, кто уже умеет бросать. Вот с этого момента уже можно начинать работать. Я учу детей успокаиваться, не психовать, если что-то не получается, управлять своими эмоциями. У самых маленьких нужно развивать моторику. Это основная проблема наших деток, у них плохо работают пальчики. Есть специальные упражнения для их развития. Ведь от этого зависит, как ребенок будет владеть шайбой. Часто дети приходят ко мне вместе с родителями, я обучаю и их. На занятиях они выполняют задания вместе с ребенком, это очень полезно, ведь потом дома можно что-то доработать и подсказать.

— С какими трудностями Вы столкнулись в процессе работы с юными хоккеистами? На что нужно делать упор?

— Самое важное – разрабатывать пальчики. Если ребенок не может сделать элементарное жонглирование, ему не хватает ловкости, это первое, чем нужно заняться. Есть возрастная градация, что должен уметь делать ребенок в определенный период. Хотя, например, во многих европейских странах нет градации как таковой. Всем детям развивают координацию, ловкость, быстроту, баланс. А уже потом им, скажем так, показывают виды спорта, и ребенок определяется, чем бы ему хотелось заниматься. Я считаю такой подход правильным, для детей полезно общее физическое развитие, даже если они не станут спортсменами. В то же время растет конкуренция в спорте и это нормально, что дети дорабатывают. Важно, чтобы родители понимали, для чего они отдают сына в хоккей: для общего развития или они растят профессионального спортсмена. У нас готовят профессионала изначально. Да, родители могут ничего не делать и ребенок сам «выплывет». Но если он хочет быть в этой борьбе конкурентоспособным, родители должны ему помогать, поддерживать, направлять.

— Какой бы совет Вы дали родителям хоккеистов?

— Самое важное – это определить для себя: зачем вы сюда приходите? Но это не значит, что нужно приходить в хоккейную школу и говорить: «Так, когда там мой сын подпишет контракт в НХЛ?». Помните, что это ребенок. И даже если Вы вкладываете в него деньги, это не бизнес и он не обязан вам что-то возвращать. Второй момент, если вы с ребенком не занимаетесь, он не будет сам заниматься, потому что он ребенок и это нормально. И третье, важнейшее правило: для мальчика хоккей должен быть кайфом! Он должен приходить с радостью, он должен получать удовольствие, ему должно быть интересно. А не так, что «я тебя привел, я за тебя плачу, иди паши, почему ты гол не забил?».  А вы сами выйдите на лед и возьмите клюшку. Шайба как по маслу катится, ее же невозможно удержать, да еще и на коньках нужно баланс держать.  Это действительно все очень сложно. Если вы видите, что у ребенка что-то не получается, наймите тренера, который может обучить его этому. Зачем на него кричать? Если он что-то не делает, он просто не умеет. В юном возрасте важно, чтобы для детей игра была праздником.  Потому что как он зайдет в этот вид спорта, так вся хоккейная жизнь для него и пройдет. Если его ввести в стрессе, для него и игра всегда будет стрессом. Потом начинается: ноги ватные, тело не слушается. Это все симптомы психосоматики, когда страх проявился в теле. В будущем со взрослыми спортсменами приходиться с этим много работать и бороться.

Почему у нас в подростковом возрасте многие бросают хоккей? Потому что перекормили, передушили этим всем. И к тому времени, когда мальчик должен становиться профессионалом, он уже не хочет.  Нужно научиться соблюдать этот баланс. И если вы привели ребенка к тренеру, то вы ему доверяйте, а не учите, как нужно правильно тренировать. Важно помогать и создавать ребенку такие условия, чтобы ему хотелось идти на занятия, чтобы он не боялся, а получал удовольствие.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

десять − пять =