Через банкротство и недовольство родителей. Как в США приживалась новая программа подготовки игроков

Основатели американской модели развития хоккеистов поделились опытом на международном форуме в Минске.

В начале января в штаб-квартире Национального олимпийского комитета прошел «Рождественский хоккейный форум», уже во второй раз организованный ФХБ и собравший специалистов из различных стран. Безопасность во время тренировок, спортивный маркетинг, восстановление после травм, внедрение тренировочных программ с учетом возрастных особенностей — с докладами на эти и другие важные и полезные темы выступили гости из США, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Бельгии. Опытом развития детского хоккея поделились представители Федерации хоккея США, чья программа подготовки юных игроков сейчас считается одной из самых передовых в мире и которую не стесняются изучать в крупных хоккейных державах. Приводим выдержки из их выступлений.

Как разработать методологию развития хоккея «с нуля»

Рон Де Грегорио — член совета директоров Федерации хоккея США, президент Федерации хоккея США в 2003-2015 годах, член совета Международной федерации хоккея. В своем докладе он рассказал о том, что представляет собой Американская модель развития (ADM, русский вариант этой аббревиатруры — АМР), главный принцип которой — внедрение программы тренировок с учетом возрастных особенностей.

— USA Hockey – руководящий орган развития хоккея в США, также входит в состав Международной федерации хоккея (ИИХФ). Мы хотели бы поговорить о том, что национальная федерация может сделать для развития хоккея «с нуля». В первую очередь, необходимо разработать методологию развития хоккея «с нуля». Как это сделать? Попробуем разобраться в этом в том числе с использованием примеров одной из программ развития вратарей, которая была успешно внедрена.

Мне хотелось бы начать с демонстрации видео, которое описывает Американскую модель развития хоккея (АМР). Сразу же отмечу, что наша модель развития хоккея построена с учетом возрастных особенностей игроков и на основе научных исследований в спорте, которые ранее были внедрены в Финляндии, Швеции и многих других странах. Но поскольку мы являемся представителями другой культуры, нам необходимо было адаптировать чужой опыт с учетом культурных особенностей собственной страны. Поэтому обращаю ваше внимание на то, что вам также необходимо адаптировать любую полученную информацию полностью или частично под свою культуру, — подчеркнул Рон Де Грегорио.

На видео, которое он представил о сути Американской модели развития хоккея рассуждают руководители этой программы.

Кевин МакЛафлин (старший директор по развитию хоккея USA Hockey):

— Что мне нравится больше всего в USA Hockey – здесь есть все для всех: для малышей, для любителей, для профессионалов.

Кен Мартель (технический директор, Американская модель развития хоккея USA Hockey):

– В раннем возрасте самое главное — привить страсть к игре. В детском спорте необходимо много веселья. Понятие «веселья» для детей различного возраста может отличаться.

Кевин МакЛафлин:

— Мы стараемся предоставить детям соответствующую их возрасту хоккейную среду.

Кен Мартель:

— В большинстве видов спорта в Америке для детей разного возраста используют экипировку соответствующего размера, а также адаптируют размеры игровой площадки. Мы тоже изменили правила для детей 5-8 лет. Вместо того, чтобы играть 5 на 5 на большой площадке, мы разделили игровое поле пополам. Да, это снизило требования к игровому уровню хоккеистов, позволило легче побеждать соперника, но, с другой стороны, заставило игроков принимать решения быстрее. Также в компактной обстановке у игроков больше возможностей завладеть шайбой и совершить больше повторений для развития навыков, больше возможностей забить гол, а значит, игроки с раннего возраста лучше понимают особенности хоккея как вида спорта. Мы хотим, чтобы дети каждый раз, покидая лед после тренировки спрашивали: «Мама, папа, а когда я вернусь на тренировку снова?»

«Для успеха требуется огромный запас терпения»

Дэйв Огрин — советник президента Федерации хоккея США, исполнительный директор Федерации хоккея США в 1993-1999 и 2005-2017 годах. Он рассказал об истории становления программы американской модели развития хоккея, о том, как удалось выдержать жесткую конкуренцию с другими видами спорта и как непросто оказалось убедить родителей юных хоккеистов в необходимости и пользе нововведений, ведь многие уже видят своих чад в форме клубов НХЛ, когда они еще малыши.

— В английском языке существует поговорка: «Подражание – самая лучшая форма лести». Мне хотелось бы верить, что в зале присутствует много людей, которые хотели бы «подражать» АМР. Также сегодня вы услышите от Андерса Ларссона о шведской модели развития, которая, возможно, является немного чуть более развитой, чем АМР.

Как уже говорил Рон [Де Грегорио], АМР является побочным продуктом изучения международного опыта развития игроков данного вида спорта особенно в Европе. А также того, как процесс развития игроков происходил в других видах спорта, не только в хоккее.

В основе успешного выполнения концепции АМР требуется огромный запас терпения. Во многих странах хоккей часто финансируется обществом или поддерживается государством, особенно в части строительства инфраструктуры, однако в Америке развитие спорта происходит в рыночных условиях. Поэтому детско-юношеский хоккей в большей части основан на добровольной (волонтерской) основе.

Успешность некоторых видов спорта во многом зависит от того, насколько хорошо этот вид спорта можно продать американским семьям и юным игрокам. Таким является, например, лакросс — молодой вид, однако в настоящее время очень популярный. Хоккею в какой-то степени повезло остаться в топе популярных видов спорта.

Одной из предпосылок становления АМР стало то, что 11 лет назад раннее акцентирование детей на результат и имитирование профессиональной модели игры тормозило развитие личностных хоккейных навыков игроков. Когда был предложен новый подход, многие родители выражали явное недовольство нововведениями — разделением площадки, игрой 3 на 3, маленькими воротами. Они аргументировали тем, что это мало напоминает игры НХЛ, которые они привыкли смотреть, а они хотят, чтобы их дети играли в НХЛ! Это был долгий, сложный, но успешный процесс убеждения в необходимости выработки терпения хоккейного сообщества, особенно у родителей, которые принимают решения за своих детей. Ведь если родитель хочет когда бы то ни было увидеть своего ребенка в свитере национальной сборной или выступающим на профессиональном уровне, необходимо научиться терпеливо ждать, пока ребенок будет учиться играть правильно, не нужно торопить события.

Что мы видим сейчас? Количество игроков, которые остались в хоккее, значительно выросло — в противовес тому проценту игроков, кто в прежние времена хорошо выступал в 8-10 лет, но ушел из хоккея в 12-14. Как это объяснить? Если ты больше узнаешь игру, ты больше ее любишь, а значит, остаешься в хоккее дольше.

Пары дюжин суперпрофессионалов в течение каждого сезона, выступающих ежегодно в соревнованиях Международной федерации хоккея (имеется в виду национальная сборная на ЧМ), явно недостаточно для развития американского хоккея. Фундаментальным камнем американской модели развитии стала цель вырастить хоккейное поколение, которое сделало хоккей важной частью своей жизни, даже если эти люди не смогли достичь профессионального уровня. Ведь они могут, часто на безвозмездной основе, во взрослом возрасте, в 40, в 50 лет тренировать детей, быть волонтерами соревнований, судить игры.

Одним из неявных преимуществ хоккея является то, что данным видом спорта можно заниматься практически всю жизнь. В отличие от американского футбола, баскетбола и бейсбола, в хоккее многие продолжают играть, когда им 60-70 лет, получая максимум удовольствия от процесса.

Однако как убедить людей в том, что игра, которая не похожа на НХЛ, это хорошо, как научить их терпению? Одним из таких способов может стать вовлечение игроков национальной сборной или выступающих на профессиональном уровне, в рекламную кампанию по популяризации нового подхода обучения. Когда люди такого уровня говорят о том, что так учиться играть – это хорошо, люди начинают прислушиваться.

В качестве подтверждения успешности АМР можно привести тот факт, что 49 федераций по видам спорта, входящих в НОК США, были так заинтересованы в АМР, что обратились к USA Hockey с просьбой об использовании основных принципов хоккейной АМР, для разработки собственных АМР с целью увеличить приток игроков в их виды спорта.

Каждая федерация-член ИИХФ должна понимать: чем меньше детей занимается хоккеем, тем меньше будет пул потенциальных профессиональных игроков, которые смогут попасть в состав национальной сборной. Хотелось бы повторить еще раз, если у вас есть спортивная программа, в рамках которой дети получают удовольствие в процессе игры и с нетерпением ждут каждого выхода на лед, они лучше учатся, дольше остаются в спорте, а значит, количество занимающихся хоккеем возрастает. Самый главный принцип – это тренировать детей в соответствии с их возрастом, а не заставлять их притворяться взрослыми.

«Чтобы научиться побеждать, необходимо развивать скрытый потенциал всех игроков, а не только тех, кто будет выступать на профессиональном уровне»

Рон Де Григорио поделился рецептом того, как необходимо проработать весь процесс и от начального этапа подготовки игроков перейти к обучению тому, как побеждать. Некоторые особенности этой программы могут удивить многих людей, работающих в хоккее профессионально. Он также рассказал, как Федерации хоккея США удалось выкарабкаться после того, как организация более 30 лет назад стала банкротом.

Рон Де Грегорио.

— Основной принцип АМР — предоставить возможность для всех участников стать тем, кем они могут быть в зависимости от того, что у них есть. Необходимо развивать скрытый потенциал всех игроков, а не только тех, кто будет выступать на профессиональном уровне. Это позволит им занять свою нишу в хоккее, сохранив огромную любовь к этому виду спорта, даже если просто продолжат играть на любительском уровне. Для людей нашей культуры необходимо быть не только здоровыми, но и оказывать посильную поддержку тем, кто вкладывал свои эмоции, опыт и деньги в их развитие, как игроков. В США более 2 000 катков и более 600 тысяч членов USA Hockey, которые помогают на льду и вне его. Как мы этого добились? В 1986 году USA Hockey стала банкротом, нам необходимо было срочно что-то менять, и мы решили стать организацией, в которой каждый член может транслировать свое мнение и получать информацию обо всем, что происходит в хоккейном поле. Приход эры компьютеров только помог нам сформировать базу данных активных участников — тех, кто по-настоящему любит и интересуется хоккеем. Также мы регистрируем родителей в качестве своих членов, чтобы доводить до них информацию о своей деятельности, идеях и нововведениях максимально легко и быстро.

Как говорил Дэйв Огрин, игрок в нашей системе должен пройти несколько этапов обучения, начиная с активного старта, через обучение тому, как правильно тренироваться, изучить основы игры в хоккей, а затем пройти и полноценное обучение игре в хоккей, чтобы в итоге научиться тому, как побеждать. В целом это описывает любой процесс обучения чему угодно. Наука говорит – необходимо 10 000 часов упражнений, чтобы научиться делать что-либо, в том числе играть в хоккей. Но процесс обучения должен быть точно определен и спланирован.

«Очень многие владельцы хоккейного бизнеса обвиняли нас в том, что мы его разрушаем»

Дэйв Огрин вспомнил о том, что в начале пути пришлось столкнуться с неприятием реформ со стороны представителей хоккейного бизнеса.

— Когда я говорю о АМР, всегда повторяю, необходимо научиться терпению и это касается не только игроков и их родителей. В Америке большинство катков являются полноправными партнерами USA Hockey. Однако, за крайне редким исключением, абсолютное большинство из них явлюется частными, а частный каток должен получать прибыль для того, чтобы успешно осуществлять свою деятельность. Поэтому вы можете представить реакцию их владельцев, когда они услышали наше послание юным игрокам: «Не занимайтесь только хоккеем, пробуйте себя в разных видах спорта, развивайте максимально свои спортивные навыки и, если в результате основным видом спорта вы выберете хоккей, возвращайтесь к нам». Очень многие владельцы бизнеса обвиняли нас в том, что мы разрушаем их бизнес, но некоторые все же сразу рассмотрели большой потенциал для себя в долгосрочной перспективе, потому что клиенты, которые останутся в хоккее, останутся надолго.

Еще одна важная вещь – возможность коммуникации с каждым из членов нашего 600-тысячного сообщества. В процессе онлайн-регистрации на нашем сайте будущие члены нашего сообщества оставляют контактные данные (телефон и электронный адрес). Мы можем детально сегментировать всю нашу базу данных и делать рассылку целевых сообщений для каждой категории. Например, мы можем направить информацию родителям детей до 10 лет с дополнительными комментариями о нашей программе именно для детей этого возраста.

О «золотых стандартах» обучения для тренеров вратарей

Рон Де Григорио также провел презентацию программы подготовки вратарей и рассказал о последних инициативах АМР в этой сфере.

— Программу подготовки вратарей мы назвали «51 в 30». Вратари, которые проходят нашу систему подготовки, должны получать 51% игрового времени в любой лиге. Данные цифры являются важными количественными показателями нашего проекта. Программа подготовки вратарей направлена на то, чтобы интерес к этой позиции и хоккею в целом сохранялся у наших участников на протяжении всей жизни, благодаря разработанным в соответствии с возрастом игроков методам подготовки вратарей, а также золотым стандартам обучения для тренеров вратарей.

Количественные цели программы подготовки вратарей:

Увеличение количества вратарей, которые будут играть на протяжении всей жизни

— Если мы все будем делать правильно, количество вратарей увеличится. Не так много людей стремится стать вратарями. Во-первых, быть вратарем в нашей стране дорого, во-вторых, требует огромной самоотдачи как от игроков, так и их родителей. Также необходимо увеличить количество возрастных вратарей, которые продолжают играть на протяжении всей своей жизни. В первую очередь, это необходимо для полноценного функционирования катков и лиг, поэтому количество возрастных вратарей, играющих в хоккей в свободное время, должно возрастать. Зачем это нужно нам? Нам нужно больше катков! А в Америке количество катков растет только тогда, если сохраняется прирост игроков. В настоящее время в Америке более 180 000 игроков, возраст которых составляет от 20 до 75 лет.

51% игрового времени в НХЛ и других лигах

– Это задача на долговременную перспективу. Вратари, которые проходят нашу систему подготовки, должны добиться возможности получать 51% игрового времени.

Мы разделили систему развития вратарей на три этапа:

— Программа начального этапа. Мы начинаем тренировать вратарей с 5-7 лет, однако на первом этапе даем возможность каждому игроку выступить в качестве вратаря, просто попробовать, ради удовольствия. Для этого в качестве дополнительного тренировочного инвентаря используем специальные детские вратарские щитки, которые можно надеть за сорок секунд, а также уменьшенные хоккейные ворота. Все это происходит в атмосфере общего веселья. Но даже во время этих веселых уроков детей обучают профессиональные тренеры вратарей, которые показывают, как лучше ловить шайбу, двигаться в воротах. Поэтому у детей, которые никогда раньше не играли на позиции вратаря, начинает получаться ловить шайбу или успешно демонстрировать стиль батерфляй в настоящей экипировке вратаря и получать от этого удовольствие. Также тренеры, которые прошли через нашу систему сначала как игроки, а затем как тренеры, благодаря тому, что каждый из них пробовал себя в качестве вратаря, навсегда закрепляют в своем образе мышления методику действий вратаря, что помогает им лучше разрабатывать стратегию тренировок всех своих подопечных.

— Программа развития навыков вратарей. Для тех, кто решил развиваться в хоккее на позиции вратаря, даже если ранее играл в качестве нападающего или защитника. В этой программе принимают участие наставники, которые организовывают тренировочные лагеря по всей стране. С каждым годом количество наставников только возрастает, в основном это талантливые вратари, которые завершили свою карьеру, но хотят передать свои знания в рамках программы развития. 64 филиала программы развития вратарей функционируют по всей стране. Данная программа финансируется USA Hockey. Одним из ее направлений является обучение местных тренеров наставниками национального уровня, а другим – проведение тренинг-кэмпов для вратарей начиная с 13-14 лет. Наставники помогают вратарям развивать свои навыки, чтобы перейти самым способным на следующий этап – в программу совершенствования навыков.

— Программа совершенствования навыков. Предназначена для тех, у кого есть талант и кто хочет совершенствовать мастерство. В этой программе принимают участие те, кто могут стать вратарями всех национальных команд – юношеских, юниорских, молодежных, национальных, мужских и женских, паралимпийских или олимпийских. На этом этапе игроки работают с наставниками, которые помогают им развиваться и становиться лучшими в мире. В настоящее время в НХЛ играют 28 вратарей, которые прошли через нашу программу. Мы надеемся, что следующим этапом программы совершенствования навыков станет программа развития вратарей мирового уровня, как это делают в Финляндии, России и других странах.

Получить больше информации о АМР, посмотреть наши видео на YouTube можно, перейдя по следующим ссылкам:

Введение в программу американской модели развития USA Hockey для детей: https://youtu.be/XyDXQ70ytoQ

На сайте www.admkids.com вы найдете больше информации о программе Американской модели развития, а также тренировочные планы, буклет для родителей и многое другое.

Более подробную информацию о программе развития вратарей вы найдете на сайте www.usahockey.com/goaltending, где опубликованы ссылки для перехода на другие ресурсы АМР, включая приложение для тренеров.

Для дополнительной информации о программе развития наставников вратарей USA Hockey, пожалуйста, обращайтесь к национальному наставнику программы развития вратарей Стиву Томпсону (Steve.Thompsont@usahockey.org).

«Вначале вам нужны иностранные специалисты, но для того, чтобы растить собственных»

Представители Федерации хоккея США также ответили на вопросы из зала.

— Как вы относитесь к активному участию родителей в тренировочном процессе? Считаете ли вы допустимым, чтобы они присутствовали на тренировках?

Дэйв Огрин: Однажды я спросил одного из известных американских тренеров Дэйва Петерсона, какой лучший, по его мнению, совет для родителей? Он сказал: «Оставьте детей и возвращайтесь через час». Однако все не так просто. Если вы хотите, чтобы ваше хоккейное сообщество росло, приходили молодые игроки, вам необходимы родители-энтузиасты. Тем не менее, все мы знаем истории о том, как некоторые родители заходят слишком далеко. Поэтому вам нужно установить определенные правила поведения. Правила USA Hockey, применяемые к родителям, которые оскорбительно ведут себя по отношению к тренеру, игрокам или судьям, крайне нетолерантны – родитель может быть выпровожен из здания катка, а команда может быть наказана за его поведение. Важно вначале каждого сезона проводить общие родительские собрания и обсуждать основные правила поведения, большинство родителей принимают правила и, более того, следят за тем, чтобы другие родители не допускали их нарушения.

— Как воспитать тренеров вратарей, если в вашей стране их нет?

Рон Де Грегорио: Меня, как вратаря, тренировал бейсбольный игрок – он учил меня балансу, контролю, развитию атлетических навыков. Это начало развития любого игрока, затем вам необходим тренер вратарей, который научит армию заинтересованных тренеров в вашей стране. Но начинать нужно просто с тренера, который обучит основным спортивным навыкам.

Дэйв Огрин: Также вы можете направить одного или нескольких из ваших специалистов для изучения программы развития вратарей в страны, которые преподают их на высоком уровне, например, в Финляндию. Таким образом, они смогут поделиться полученными знаниями со всеми остальными.

— Как вы относитесь к привлечению иностранных тренеров?

Дэйв Огрин: Здесь также, как и с игроками. В краткосрочной перспективе это может помочь. Италия на протяжении долгого времени так и действовала, но несколько лет назад они все же пришли к выводу, что необходимо работать на перспективу и растить свое хоккейное поколение. Также и с тренерами, вначале вам нужны иностранные специалисты, но для того, чтобы растить собственных. Лучше всего начать с поиска федерации-партнера, которая сможет предоставить образовательный материал в максимально доступной и понятной форме для ваших хоккейных специалистов. В дальнейшем лучше всего привлекать собственных завершивших выступление игроков и развивать их тренерские навыки.

Рон Де Грегорио: Все знания, которые вы получаете от стран-старших хоккейных братьев, вам необходимо адаптировать в соответствии с социокультурными особенностями вашей страны, в противном случае — это может не сработать.

Источник: https://hockey.by